Перечитываю по случаю...
Невозможно сказать точнее:

Когда мы думаем о покаянии, нам всегда представляется темная или серая картина скорби, сжатого
сердца, слез, какого-то неизбывного горя о том, что наше прошлое такое
темное и недостойное: недостойное ни Бога, ни нас самих, ни той жизни,
которая нам предложена. Но это только одна сторона покаяния или, вернее, это должно бы быть только одно мгновение. Покаяние
должно расцветать в радость и в подвиг. Без этого покаяние бесплодно,
без этого то, что могло бы быть покаянием, превращается в раскаяние
- бесплодное и, часто, такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновлять.

Это здесь: www.mitras.ru/pokayanie/pokayanie.htm


@темы: цитаты

Комментарии
25.01.2010 в 03:17

Собака лает, ветер уносит...
когда человеку наконец-то удалили больной зуб, он скорее радуется, чем «тихо печалится» :-D
А вообще, есть малюсенькая, почти незаметная разница :)) между «говорить от опыта сердца в любви к тому, кому говоришь и Господу» и говорить «правильно, как в учебнике»...
25.01.2010 в 04:04

MasterWind это точно, с зубом-то...:)))
А разница, по-моему, очень даже заметная.:) Потому что говорящий "правильно" отстраняется от людей, - вот как Иг. в тексте о покаянии: он всё пишет: "Покайтесь! Покайтесь! Странники земные!" - а к себе не относит... А вл. Антоний сам выходил и каялся пред людьми, прихожанами своими. Я даже запись нашла, вот:
www.youtube.com/watch?v=AHY5L3sLJBA&feature=rel...
25.01.2010 в 08:32

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Чё-то, я так понимаю, почитав ваше фсякое в разных местах, что с Игнатием Брянчаниновым не всё так замечательно, как мы раньше думали?..
А вот странно... почему он так? А как же исихический опыт... ведь он же у него был?
25.01.2010 в 15:17

Собака лает, ветер уносит...
aspidistra Антоний вообще «вид сверху» не употреблял, не отстранялся. Да и странно, если палец, обращаясь к телу, будет говорить о теле, частью которого он является, отстраненно. К тому же, роль пророка с гласом огненным на себя не примерял, да и вообще... призыв к покаянию может быть в разных формах. Если Антоний «собирал и возгонял», то Игн. ... честно говоря, и определить (мне) сложно... какой-то эклектичный образ — слишком много поэтики элладского толка на которую положена гремучая смесь от Ин. Крестителя до бл. Августина, и все это прикольно перевязано выбранной канвой «Добротолюбия» с обидой на всех этих... которые строем не ходят... а должны.
cryptomeria я в нем, Игнатии, не сидел, да и не с моим опытом чего-либо давать оценки этому, но цели и плоды, вроде как, определены не двусмысленно — Христом, Павлом, Серафимом и многими-многими... из доступного пониманию и выражению — избитая и затасканная фраза прп. Серафима Саровского. У Игн. я не вижу ни мира, может я такой окаменелый и гордый :), может мне тонкие флюиды его недоступны, но впечатление — джентльмен хорошего происхождения и образования, который хочет казаться попроще :))). Ощущение, что он или через собственную голову перепрыгнуть не смог, в которой этот джентльмен сидит и ему сложно раскрыться как человеку, видевшему свой грех до дна, но видевшему и милость Господа, когда всё лишнее слетает, а остается благодарность и милость, милосердие к людям... а у Игнатия всё какое-то книжное, холодное, все вычурности — литературные изыски. Он то ли стесняется, то ли джентльменство доминирует. То есть, наставника не видно, хоть тема старчества муссируется, видно хорошего менеджера, промоушен.
Субъективное мнение разумеется.
25.01.2010 в 15:23

Собака лает, ветер уносит...
ну вот, навскидку:
Наставление новобрачным: земная жизнь - путешествие

Из моего уединения, с живописных берегов Волги, величественной и великолепной Волги, поздравляю вас с благополучным совершением начатаго дела в семействе вашем, которое для родительскаго сердца вместе и так радостно, и так трудно.

Благословение Божие да осенит новобрачных! благословение обильное, такое, чтоб вы ясно его видели, утешались, и за него благодарили Бога. Он тем, кого любит, посылает скорби, а в след за скорбями – утешения. То, что скорби сменяются утешениями, а утешения скорбями, рождает веру к Богу и мертвость к миру. Вера, взяв человека за руку, поставляет его пред Богом. – Такой человек возносится превыше мира: под ногами его – мрачный хаос сомнений, неверия, заблуждений, умствований напыщенных и вместе суетных. Так под ногами того, кто взошел на вершину высокой горы: облака, утесы, пропасти, шумящие и скачущие по скалам водопады.

Земная жизнь – ни на час не прерывающееся путешествие. Идем, идем: внезапно отворяются врата вечности, и мы теряемся в ея невообразимом пространстве. Как прекрасно говорит святый Давид: “Пришлец аз семь на земли: не скрый от мене заповеди Твоея!” Точно: закон Христов – нить, по которой мы выбираемся из мрачнаго лабиринта земной жизни в блаженную вечность.

Будьте здоровы, благополучны!

6 сентября 1847.
pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=60...

Ну, наверное, это именно то, что с радостью услышать новобрачные :).
25.01.2010 в 15:57

MasterWind Серёж, развеселил прям "мрачным хаосом сомнений" и "мрачным лабиринтом земной жизни" для новобрачных! :lol::lol:
Ещё раз убедилась, что адресат для него просто не существовал как факт! Сам к себе человек обращается, - а чё? пиит... :gigi:
с обидой на всех этих... которые строем не ходят... а должны - вот это - да, самое яркое впечатление от его личности...

cryptomeria Марин, вот прочти этот текст, коль не лень (он короткий), и скажи: что ты существенного вынесла для себя о покаянии?:)))
www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&i...
О сути покаяния там только полторы строки: "Покайтеся! Что значит покаяться? значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои — отвечал некоторый великий святой Отец на такой вопрос — и уже более не возвращаться к ним."
Лично меня это как-то смешит даже: "покаяться - значит раскаяться"...:gigi: Потому, собственно, я и цитирую в своем посте вл.Антония, который говорит на ту же тему полнее, глубже и с любовью к людям.
(Всё это тоже моё личное мнение, естественно.:))
26.01.2010 в 11:48

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
раскрыться как человеку, видевшему свой грех до дна, но видевшему и милость Господа, когда всё лишнее слетает, а остается благодарность и милость, милосердие к людям
MasterWind Вот, именно это мне и видится естественным плодом исихазма, как о нём сказано у всех отцов-практиков...
А образ Игнатия Бр. сложился у меня как-то просто понаслышке, я слишком мало и поверхностно его читала и не удосужилась как следует вникнуть. Меня всегда что-то в нём коробило, но я старалась не обращать на это внимания, поскольку почему-то была уверена, что он - признанный продолжатель пути Григория Паламы и иже с ним. А оказывается...
Спасибо, буду знать.:)))

«Наставление новобрачным»: по-моему, вместо слова «новобрачные» можно подставить любое другое, и будет то же самое. Там нет ни слова о любви и браке...


aspidistra Прочла.
Думаю, это должно эффектно звучать с амвона, особенно, в сочетании с красноречивой жестикуляцией. Много пафоса...
Но (наверное, из-за моего окамененнаго нечувствия) меня не тронуло...:-D

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail