"...не разумнее ли будет ... предположить, что действительно существующие и столь живо ощущаемые нами культурно-религиозные отличия православия и католичества вовсе не с тем, стало быть, и связаны, что одна из этих культур ближе к Христианской Истине, тогда как другая — дальше? Не означают ли, они, напротив, что по-своему обе как раз “ближе”? Что просто каждая “ближе” в своем охвате именно тех сторон единой и общей для православия и католичества Христианской Истины, которые по тем или иным причинам полнее и глубже открылись именно ее религиозному опыту, обретенному в ходе и в силу особенностей ее исторического развития, но которые при этом вовсе не противостоят всем тем другим пластам этой Истины, которые полнее и глубже оказались охвачены религиозным опытом другой культуры, обретенным ею в ходе ее исторического развития...
И вот стоит только так поставить вопрос — и сразу же приходится отбросить абстрактный категоризм привычных антиномических противопоставлений, чтобы именно к реальным особенностям исторического развития и существования каждой из двух главных религиозных культур современного христианства прежде всего и обратиться. Внимательно вглядеться в них и отдать себе ясный отчет в том, в каком же именно реальном историческом контексте каждой из этих культур приходилось самоопределяться как культуре христианской, отстаивать и осуществлять свою христианскую миссию. И к чему именно этот контекст обязывал их в осуществлении такой миссии."
Игорь Виноградов
отсюда:
magazines.russ.ru/continent/2003/117/v18.html
И вот стоит только так поставить вопрос — и сразу же приходится отбросить абстрактный категоризм привычных антиномических противопоставлений, чтобы именно к реальным особенностям исторического развития и существования каждой из двух главных религиозных культур современного христианства прежде всего и обратиться. Внимательно вглядеться в них и отдать себе ясный отчет в том, в каком же именно реальном историческом контексте каждой из этих культур приходилось самоопределяться как культуре христианской, отстаивать и осуществлять свою христианскую миссию. И к чему именно этот контекст обязывал их в осуществлении такой миссии."
Игорь Виноградов
отсюда:
magazines.russ.ru/continent/2003/117/v18.html
Что касается «а не уместно ли предположить?»... Уместно предполагать, когда, например, мы ходим в шапках-ушанках зимой, а в Африке с непокрытой головой — да, уместно предположить, что зима нам открылась таким боком, что без шапки мозги заиндевеют, а в Африке ниче, ну дождь прошел
Что же в этом случае следует за предположением? Да ничего. Ничего в том, что ты можешь принять, кроме уже принятого. Причастие — это не то, что «уместно предполагать», будто в ином месте Бог иначе действует, например
Не растекаясь, можно свести всё к нескольким пунктам
1. Там, где Бог действует, благодаря... то есть, там, где человек позволяет Ему действовавть в своей свободной воле. Это область веры. И здесь культ, ритуал, имеет вообще последнее значение. На этапе обращения и на этапе богообщения.
2. Где Бог действует вопреки, по собственному Промыслу. Это область богословия (не деля на истинное и не истинное в этом случае. Общее, массовое). То есть, невзирая на наши косяки как личного плана (и в руках попа-алкаша и пидора Причастие будет действенным по вере причащающегося и по милости Бога).
3. Где Бог действует вне всего человеческого, включая, разумеется, и человека — Его Промысел относительно Творения вообще. То, что намсовершенно неведомо и вне какого бы то ни было знания и откровения.
И все разговоры о «допущении», экуменизации, идут в поле п.2, включая эту самую «массовую веру». Косяк плюс косяк в результате оставляет всё тот же косяк, но уже отягощенный прениями внутри нового целого. Признание того, что и там, и там, и там, при всех человеческих разногласиях, Бог таки действует (Евхаристия действительна), ровным счетом не говорит о том, что это из области «можно допустить». Нельзя. Смотрим пункт 2.
Резюме
Допустить мы можем, что невзирая на п.2, который на Востоке принял такие-то формы, а на Западе такие-то, есть и будут те, для кого вера будет определяющим, внутри какой бы формы ни находилась, в каких бы культурных, этнических, традициях не развивалась. Всё прочее пусть каждый несет сам.
Вчера, когда я продолжала думать, меня больше всего тревожил вопрос именно о действенности Евхаристии (и там и тут), и хотела знать, что ты про это скажешь! И теперь я даже успокоилась...
Игоря Виноградова, ссылку на которого ты дал, я именно процитировала из-за типичности его интеллигентского взгляда, видящего Церковь немного извне, с позиции этакого просвещённого прекраснодушия, - хотелось, чтобы ты противопоставил иное вИдение.
Что касается разрешения противоречий в Пришествии, - да! Мне тоже так кажется (тут Соловьёва "Три разговора" вспоминаешь сразу).
Даже жалко, что сей вопрос теперь для меня может потерять свою актуальность - ведь он фактически разрешается тем, что ты его разложил на 3 пункта-уровня...
Записи же открытые, и я рада каждому, кто откликается. И здесь, и в ЖЖ.
cryptomeria угу!
иногда всё бывает так близко и созвучно, что хочется просто молча постоять рядом...